Наташа в действии )))


Ну а мы, "перетерев и добазарившись с якутскими пацанами", мчим в славный посёлок Булус, что в 150 км на север от Якутска. Кстати, это крайний посёлок по дороге из Якутска на север, - Булус стоит на берегу Лены. По дороге офигительные по красоте посёлочки, - Марха, Жатай, Тулагино (до 1977 года - Лыгый), Кысыл-Сыр, "столичный центр" Намцы, Тумул и Столбы (Хатырык. Кстати, родина знаменитого в тех краях государственного деятеля Максима Аммосова, имя которого носит универ в Якутске и ещё мильён улиц по всей Якутии). Марха, кстати, если верно помню, вообще присоединена к городу как район. Помнится, ещё в "Усадьбе" работал когда, муссировалась тема административно присоединить Тополево к городу. Понятно, что это охренеть как не просто, но в Якутске вот смогли, а в Хабаровске - нет.
Чой-та опять я куда-то в сторону от сюжетной канвы уехал, извините. Мы пока в Булус едем, а не в Тополево. А по пути в Булус у нас везде баннеры "Добро пожаловать" и прочие "счастливые пути" по-якутски; сэргэ - резные деревянные столбы для привязывания лошадей (коновязь по-нашему, тоисть) и остальные национальные "весёлые картинки". Сэргэ, кстати, считается у якутов символом плодородия, благополучия и изобилия, - то-то их там прям дофига кругом. Перед установкой сэргэ ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно провести определённый обряд, чтобы умилостивить духов Земли. Переносить, или, тем более, убирать сэргэ нельзя, - этим можно сильно подпортить себе судьбу. И лишь в крайне исключительных случаях его можно перенести, но и сделать это могут не только лишь все, а только те, кто устанавливал конкретное сэргэ. А так оно должно стоять, пока само не упадёт от ветхости. Вроде цивилизация, XXI век на дворе, кометы волчьими стаями бороздят шелковистую поверхность кожи техничек Большого театра, а тут вона как – дремучее язычество и прочие танцы бубнов с шаманами. Словом – самобытная национальная культура. Хочешь-не хочешь, а коль в гостях на этой земле – уважай и не спили сэргэ ненароком.



Кроме сэргэ по сторонам проносится очень много новых разноцветных строений. Словом, есть на что посмотреть и чему порадоваться. Кстати, у меня одной из целей поездки было увидеть тех самых лошадок, мирно пасущихся в сугробах по пояс. Так вот на пути в Булус этих лошадок было в изобилии. Район тот, Намский улус, и стал административно-территориальной единицей именно из-за его сельскохозяйственной и скотоводческой ценности.
Кроме лошадок ещё были коровы, но их встречалось в разы меньше. Видимо, надои от такого холода падают, и на улицу поэтому их пореже выгоняют.
Кстати, одним из невероятных открытий, сделанных мной в этой поездке, стало то, что предками тех лошадок, и это научно доказанный факт, были монгольские лошади, когда-то пришедшие в эти суровые края вместе с людьми. А ещё есть гипотеза, что якуты - это как раз результат смешения монгольских кочевников с местными аборигенами, и именно от монголов якуты унаследовали свой воинствующий нрав. Не берусь судить о том, насколько это правда, но узнал об этом я от сотрудника одного из музеев в тех краях. На мой скромный взгляд, гипотеза о переселении хоть сколько-нибудь значимого количества монголов на крайний север звучит как-то гротескно, но об этом лучше пусть ломают голову специально обученные люди. А вот факт монгольских корней у якутских лошадей подтверждён результатами исследований образцов ДНК, полученных от ископаемой лошади, обнаруженной в Верхоянском улусе Якутии уже в этом веке. Нуи исследовали не наши учёные, а в известном институте в стране, которая раньше называлась Нидерланды. Почему не пишу нонешнее название страны, - так боюсь, что засмеётесь )))
Покатай меня, лошадка

Булус! Как много в этом звуке для сердца русского... Кхм, не то, кажись)))
Всё то великолепие сёл, посёлков и посёлочков по дороге из Якутска вмиг было разрушено, сожжено и повешено на ближайшем дереве, как только мы заехали в Булус. Очень сожалею о сказанном нехорошем слове, но других я не могу найти, хоть и ходил только что перекурить и подумать. Это трындецц, дорогие мои читатели! Картинка, открывшаяся перед глазами, была диаметрально противоположной всему, что мы видели последние 150 км, - полу- и полностью разрушенные дома и сараи для скота, остовы сельхозтехники, грузовиков и прочий дестрой. Дома, за редким исключением, чёрно-серые то ли от старости, то ли от многолетней копоти круглосуточно дымящих жирным чёрным дымом котельных. Людей на улицах нет. Чтобы спросить где можно купить хлеба, пришлось объехать посёлок дважды. И это в разгар выходного дня. Вобщем, крайне душераздирающая картинка.



А дальше был Батамай... Он находится вообще на другой стороне Лены, возле устья Алдана. Внимательный читатель без труда догадается, что добраться по суше туда можно только зимой по льду. Летом же - только на моторке или катере. Там всё ещё хуже, чем в Булусе. Однако сильно удивило использование альтернативных источников энергии, - рядом с недавно построенной дизельной электростанцией соседствует внушительных размеров солнечная батарея. Вроде и самое захолустное захолустье, однако современные технологии присутствуют. Из операторов мобильной связи, кстати, очень часто в сёлах присутствует только "Билайн". Остальных нет. В Батамае тож - Билайн-онли.




Ещё одним открытием стало то, что конское дерьмо здесь считается стратегическим ресурсом. Оно используется здесь и как теплоизоляция, и как отделочный материал. А может и ещё как-то. Не, я всё понимаю, - даже я сам частенько тестю помогаю завалинки делать по осени из какулек, но это ж просто утепление цоколя. И это у нас, в "средней полосе России". А там ооочень часто встречались сараи для скота, полностью обмазанные снаружи от земли до крыши лошадиными какульками. Причём на стенах бывает видно, что нанесение такой "штукатурки" производится не шпателем, а руками, - прям отпечатки ладоней на стенах. Нуачо ?! Хоть и неэтично, зато дёшево, надёжно и практично!

Подметил, кстати, что здешние люди как-то по-другому относятся ко многим вещам. Взять даже ту же отделку "конской" штукатуркой, - человеку надо сделать много и быстро, ибо лето крайне короткое. При таком раскладе какими-то нормами и принципами приходится пренебрегать, ибо результат намного важнее каких-то предрассудков.
Не подумайте только, что я пишу это с какой-то иронией или сарказмом, - я действительно это видел, и удивляюсь изобретательности этих людей, для которых важен не процесс, а результат. А вот заготавливают какульки следующим образом, - зимой загон для лошадей, на поверхности которого за год скаливается нехилый, утоптанный до состояния асфальта, пласт "штукатурки", очищают от снега и разрубают на квадратики примерно метр на метр, затем откалывают от земли и складируют где-нибудь во дворе. Летом всё это оттаивает, ну а дальше как в рекламе сухого сока - "про-сто до-бавь во-ды" )))
Порешав дела в Батамае, двинулись в сторону дома. Возвращаемся в гостиницу. Времени свободного хватает, поэтому решаем попариться в сауне здесь же, при гостинице. Еще при заказе насторожило, что администратор заверил, что "сейчас мы включим, и через полчаса можно идти париться". Практически каждый выходной сам топлю баню, правда на дровах, и знаю, что для нормального прогрева нужно не менее двух часов. Ну, думаем, можт и тут энергосберегающие технологии, солнечная энергия и прочие революционные открытия местных учёных. Сходил пока за квасом в баню...
Перед входом в сауну дают подписать несколько бумажек о том, что мол, осведомлены об опасности ошпариться, получить тепловой удар, наипнуться из-за скользкого пола головой о кафель, обморозиться в бассейне, а также об обязанности не ложиться лицом в каменку и не пить выданное нам эфирное масло. Масло ! Ну кто льёт на камни в бане масло ?! Оно же горит и воняет ! Ну да хрен с ним, подписали…
Сказать что сауна была холодная - не сказать ничего. Куда мы только не лили воду, куда ни садились, - было холодно. После первого захода случайно увидел какой-то регулятор возле входа, выставленный на 80. Довернул до 120 ))) Минут 20 посидели в комнате отдыха. На второй заход вроде стало повеселее, но один чёрт - холодно. Вобщем, сауной остались недовольны. Одна радость - хоть в сауне в душе вода горячая, - по-человечески помылись.
Ранний отбой, с надеждой, что завтра всё же воссоединимся с отстающей частью экипажа и двинем дальше.
Кстати, хочу развеять миф о том, что в Якутии всё неэпически дорого. Я вот в Бестяхе пару раз покупал фрукты – по три апельсина и яблока в ближайшем киоске (продавцы, как и у нас, и там тоже узбеки). За этот набор я отдавал около 200 р. Ну вот вообще не сказал бы, что это намного дороже, чем у нас. Квас в баню какого-то местного завода – 80 р. за 1,5л бутылку. С Игорем тож как-то от нефиг делать прошлись по местным магазам. Он купил небольшой электрочайник за 500 р., сапоги из ЭВА за 700 р. Ситечко для кофе и адаптеры USB-to-microSD – вообще были куплены по 50 р. Так что мифы о том, что в Якутии цены-«конь» - всё это дудки. Во всяком случае, в Бестяхе.
А у нас день начался со сбычи надежд. Утром, после завтрака, наконец-то подъехали отстающие, и мы покатились дальше на восток, уже по автодороге "Колыма". Лена становится Колымой аккурат в середине Бестяха ))) А-360 превращается в Р-504. Предполагаю, что у местных, да дальнобоев, есть такая шутка - Лена сегодня "огонь", но завтра попробую её соседку )))
У нас же быстрый фотосет, и - в дорогу. Сегодня программа максимум - "встать на зимник", а минимум - доехать до конечного населённого пункта перед ним на трассе, где есть заправка. Для справки, - минимум - Это посёлок Тёплый Ключ. Он по трассе, и до него 460 км. До "максимума" - а это посёлок Тополиное, ещё плюс 190, но по хз какой дороге.

А дорога пока - хоть боком катись. Хорошая грунтовка. Примерно как дорога на Сукпай после одноименного посёлка. Проезжаем посёлки Тумул (уже был такой перед Н. Бестяхом, помните ?), Тюнгюлю, Нуорагана (как по мне, очень красивое название), и уже в Мугудайском наслеге – Маралайы (ну, как наслег называется, видимо, так и сёла в нём). А потом была Чурапча…