Въезжаем в Хандыгу



Это в единственном автосервисе в Хандыге вот такой вот глоссарий по свечам зажигания )))

Хандыга... И не город, и не село. Да вообще ничего, - просто пристань для кораблей, - место по берегу удобное тут. В 1938 году и основано-то не поселение, а пристань. Опять же - разработка золотоносных месторождений. И речка. По её названию и стали называть поселение. Вообще Хандыги могло бы и не быть, если бы не главный там и тогда человек. Планировалось, что "Хандыга" будет выше на 70 км по Алдану, и называться будет Крест-Хальгай (или Хальджай, кому как вкуснее). Он там, посёлок этот, и был, в принципе, с хз каких времён... Но, видимо, что-то пошло не так...
Внимательный читатель наверняка сейчас усмехнулся себе в усы, и подумал: "Тсссь. Каждый пятиклассник знает, что, в Крест-Хальджай дорогу из Магадана делать не стали, хоть и хотели. Зачем ? Ну да - вроде люди живут, вроде деревенька какая-то... Но логистическая составляющая посёлка чуть менее, чем никакая. Нахрена проторённые, но кривые пути ? Делаем Хандыгу, и прямую дорогу!"
Да, дорогой мой читатель, ты прав ! Так всё и сделали ! Все наверно знают, что дорогу строили с двух сторон - и со стороны Магадана, и со стороны Якутска (я не знал). Начав в 1941, в августе 1943 года, когда фашиков плюс-минус начали оттдавливать обратно в фатерляндию, дорога "Кадыкчан-Хандыга" была построена и сдана в эксплуатацию. Целых 733, СЕМЬСОТ, БЛЯТЬ, ТРИДЦАТЬ ТРИ КИЛОМЕТРА лопатами и кирками за два года ТАМ, В ТОЙ ЗЕМЛЕ И В ТОМ КЛИМАТЕ !!! Это я сейчас про обычных людей, про таких же, как я и ты, дорогой мой читатель. Это такие же люди строили эту дорогу... Ну, как такие же… Заключённые её строили. Вы хочите подробностей о режиме дня, питании и быте тех людей ? Тогда Вам читать. «Колымские рассказы» Варлама Шаламова, например. Вопрос настолько объёмный, что никакого Мелкософт-Ворда не хватит описать это.
Ну а свернулось строительство - свернулось и развитие посёлка... В 1944 управление дорожного строительства перенесли в сторону Магадана, Потом, в 1948, вернули обратно в Хандыгу, даже организовали целое управление "Янстрой" для строительства дороги "Томпорук-Эге-Хая". Кто не в курсе, - Томпо и Томпорук - это реки в районе (или как там принято, улусе), а Эге-Хая (Эсе-Хая, опять же – кому как вкуснее) - это стратегический рудник. Стратегический он был настолько, что управление просуществовало аж до 1955 года. А дальше - песдест, увы...
Спустя ещё 72 км Тёплый ключ. Посёлок обязан своим появлением войне в целом, и ленд-лизу в частности. Осенью 1941 года, когда Рузвельт со Сталиным договорились о поставках нам всяких нужных для войны вещей, самолёты решили отправлять по воздушной трассе «Аляска-Сибирь», или, в простонародье, АлСиб, из Фэрбэнкса на Аляске в Красноярск в Сибири, соответственно. Это было безопаснее, чем морскими конвоями через Атлантику (фильм «Конвой PQ-17» помните ?), и быстрее, чем через Иран. Существующих аэродромов не хватало, и среди прочих построили запасной аэродром «Хандыга», территориально находившийся в Тёплом Ключе. Что характерно, первоначальный вариант взлётно-посадочной полосы был построен всего за 5 месяцев – с июля по ноябрь 1943 года. Характеристики у всех этих вновь созданных полос были стандартны – 1500 м длиною и 60 м шириною. Плюс постройки хозобеспечения, аэронавигационные знаки и прочие аэродромные штуки. Как Вам темпы, дорогие мои читатели ? Ну а посёлок возник уже в довесок к аэродрому.

Мы же заправляем баки под горло, и все имеющиеся ёмкости заодно. Мало ли... Следующая заправка будет только через 750 км...
Вот где ещё заправишься на такой «тёплой, ламповой» ТРК ? Только в Тёплом ключе. АЗС «Тёплый ключ» ждёт вас !!! )))


Прямо – в Магадан. Налево – в ебеня Тополиное, Батагай, Верхоянск, а особо упоротым – и в Тикси…

Ещё только начинало темнеть, поэтому решаем пилить до крайней точки "нормальной" дороги - пос. Тополиное. До него от трассы "Колыма" 190 км, - вы ж помните. Кстати, кто не в курсе, участок дороги от Хандыги до Магадана называют "Дорогой на костях". Во времена ударных строек 30-х годов прошлого века у руководства страны назрела необходимость обеспечить выходом к морю многочисленные рудники в северо-восточной части страны. Так и возник проект строительства автомобильной дороги до портов Тикси и Магадана. Про магаданское направление, до Кадыкчана, мы чуть выше уже потрындели.
Рабочих рук, в связи с репрессиями, хватало, поэтому строительство дороги шло авральными темпами. Понятно, что в условиях вечной мерзлоты и почти полного отсутствия средств даже малой механизации труда, все работы выполнялись практически вручую, - кирка, лопата, носилки, тачки и пилы, - вот, наверное, основные инструменты рабочих, строивших дорогу. В таких климатических условиях, помноженных на запредельные нормы работы, выжить, в буквальном смысле, было, мягко говоря, сложновато. Так же сложновато было и с организацией похорон заключённых, скончавшихся на строительстве по тем или иным причинам. Решение лежало практически под ногами, - их просто складывали под будущее дорожное полотно. Отсюда и нарицательное название дороги. Отрезок дороги от Тёплого Ключа до Тополиного, в силу благоприятного географического положения, сделали опорным пунктом снабжения рабочей силой, - в "успешные" времена там стояло до 13 лагерных пунктов. Даже женский лагерь был один. Ну а со смертью Вождя в 1953 году строительство прикрыли. И если дорогу до Магадана дотянули, то ответвление на Тикси так и осталась обрывающейся в непроходимый лиственичный лес насыпью за посёлком Тополиное. Так или иначе, готовый отрезок дороги выше всех похвал - прямой как стрела и, спустя более чем полвека, почти без ям и ухабов. По дороге, кстати, осталось несколько мостов через реки, построенных ещё тогда, при строительстве дороги, теми людьми. Да в лесу в двух местах (я видел два, может их и больше) ещё стоят бараки с караульными вышками рядом. Вот и всё наследие той, б/п грандиозной стройки. Тех людей, которых никто и никогда не помянёт добрым, да хоть каким-нибудь словом…
Жутковато было ехать по этой дороге, но историю, к сожалению, не перепишешь. Да, примерно на 2/3 дороги в Тополиное есть перевал «Ольчан» (не путать с Ольчанским ! Он дальше в сторону Магадана). Туда мы ехали его уже в полной темноте, но даже от того, что выхватывали фары с люстрой, по спине невольно побежали мурашки. Дорога идёт по карнизу, шириной метров 5. Разъехаться со встречкой – нереально, а с другой стороны – кромешная, тёмная, страшная бездна. Жуть, вобщем… Ну и бродов 3 или 4. Словом, летом добраться в Тополиное, да ещё после дождей – офигенный квест. Если не хватает адреналина, или подзабыли какого он цвета и как пахнет – вэлкам ту Topolinoye in the Summertime)))
До Тополиного доехали уже сильно затемно. Вроде около 11 часов вечера. Градусник показывал тревожные для нас, но вполне приемлемые для местных -35. В единственной в посёлке кафешке заказали ужин и стали дожидаться наших более тихоходных коллег. Там же, у владельца кафешки, поинтересовались по поводу ночлега. Он сразу кому-то позвонил и сообщил, что проблем нет, - разместиться есть где. Дождались отставших мужиков, переместились на ночёвку, загнали Сафаря в тёплый гараж, почаёвничали и улеглись.
Классический сталинский ампир, в деревянном, правда, исполнении


Наше бомжевище в Тополином. «Удобства» на улице первом этаже. Обратите внимание, трубы отопления – под потолком. Там везде так. Климатическая особенность, наверно…


Завтра - дневной прохват по зимнику до п. Батагай, до которого, со слов того же владельца кафешки, километров 700. Батагай, на минуточку, находится уже за северным полярным кругом.
Утро порадовало стабильностью температуры - всё те же ночные -35. Ещё в институте выучил крылатый афоризм – стабильность-признак мастерства…
Быстро собираемся, и вперёд. Мужики с вечера, на всякий случай, с вечера вымутили у кого-то немного соляры, и остались на заправку.
Попёрдывает трудяга )))


А там под горой – река Томпо. Именно из-за неё улус называют Томпонским. А то вдруг кто-то подумал, что из-за «томпона» )))


Любознательный читатель наверняка хочет знать, а что же такое "зимник" ? Зимников в Якутии много. Пожалуй, даже больше, чем нормальных круглогодичных дорог. Дело в том, что на подъёме горонодобывающей промышленности в регионе "рук", да, наверное, и денег на всё не хватало, поэтому дороги строили либо между крупными транспортными узлами, либо до стратегически важных добывающих предприятий. Всё остальное, видимо, откладывалось "на потом". Так вот зимники - это, в подавляющем большинстве случаев, единственный способ добраться до какого-то населённого пункта по суше. И только зимой. А учитывая, что Якутия - это, в основном, горы, мари и болота, то и передвигаться по ним плюс-минус безболезненно можно только зимой. Зимники прокладывают по руслам рек, по льду озёр, и, собственно, по марям и болотам. И если по воде надо просто сгрести с поверхности льда снег, то с марями и болотами всё гораздо интересней. Там тоже счищают снег, но чаще всего его или недочищают, опасаясь задеть тонкий плодородный слой почвы, либо перечищают, выдирая кочки. И в том, и в другом случае получается некое направление без снега и деревьев, изобилующее мелкими и не очень ямами и шишками. И если по руслам рек и озёрам можно "наваливать" 80-90 кмч, то по кочкам у нас больше 25-28 кмч не получалось. Да и при такой скорости мы прыгали по салону как мячик для пинг-понга, если его засунуть в стиральную машинку и включить стирку. Вобщем, двигаться по зимнику крайне тяжело и некомфортно. А если сюда приплюсовать наледи и пустоты… Так, стоп. Давайте по порядку:
1. Наледь. Жидкая вода, выступающая на поверхность, растапливающая лёд под собой и замерзающая на поверхности. В итоге видишь красивую картинку с гладким свежим льдом, но даже наступив на него ногой можно провалиться по колено или глубже. Старики рассказывают, что порой в наледях наглушняк застревают даже полноприводные УРАЛы и КаМАЗы.
2. Пустоты. Зимой, после становления льда на реке, уровень реки продолжает падать, и получается так, что под замёрзшим льдом образуется пустота, т.к. вода ушла. Особенно характерно это на границе кос и островов. Тяжёлая машина просто проламывает лёд над этой пустотой, образуя яму глубиной от полуметра и глубже. Последствия влетания в такую яму Вы, дорогие читатели, можете дофантазировать сами.
Так вот если оценивать зимник как мы, юристы, любим говорить, - по совокупности эпизодов, то получается крайне душещипательная перспектива. Конечно, опасные наледи и пустоты водители обозначают, но бывает так, что не успевают (например, вечером наледь была ещё вполне проезжабельна, а к утру водички ещё давануло и приморозило), и тут начинается жесть...