А это макет первого парохода, поднявшегося из Ледовитого моря по Яне до Верхоянска. С него же – штурвал и хронометр.




Но время – на то оно и время, чтобы ограничивать. Распрощавшись с Натальей, музеем и городом Верхоянск, возвращаемся в Батагай.
Любопытный факт – Батагай с населением более 3,5 тыс. человек, несмотря на статус «столицы» улуса, является посёлком. А Верхоянск имеет статус города при населении чуть за 1 тыс. человек. Что характерно, довольно старый город, - основан аж в 1638 году, всего а 6 лет позже Якутска и на 220 лет раньше Хабаровска. Словом, Верхоянск город не потому, что он место ссылки, а потому что он в принципе был городом с самого начала.
К слову, по прямой от Батагая до южного побережья моря Лаптевых каких-то 370 км по прямой. То есть теоретически, имея в запасе несколько свободных дней, мы, как завещал незабвенный повелитель ракет и кукурузы Никита Сергеевич, запросто могли помыть ноги в Индийском Северном Ледовитом океане…
А мы, вернувшись, заходим в столовую пообедать и параллельно интересуемся, до которого часу работает столовая. Повара говорят, что будут делать заготовки на послезавтрашнюю свадьбу, поэтому «до упора». «Вы, - говорят, - отдыхайте и не грейте голову, сообразим что-нибудь».
Мы – ребята покладистые, спорить не стали. Каково же было наше удивление, когда в районе 19-00 к нам в номер постучалась бабушка-администратор, и принесла две порции ужина. К ужину прилагалась бумажка с указанием стоимости. Сказать, что мы реально охерели от такого сервиса – это промолчать ! Ну где ещё в нашей суровой хабаровской гостиничной действительности есть такая забота о постояльцах ?
К вечеру подоспели наши тихоходы – Сафарь и Охотник. У Сафаря какой-то трабл с топливной системой, - мотор не крутится больше 2000 об/мин… У Охотника какой-то трабл с электричеством – не работает половина электрики на панели приборов…
Утром завтракаем, делаем кой-какие дела, заправляемся под горло, и двигаем в обратный путь, оставив мужиков ремонтироваться.
Цены на топливо. Батагай, март 2020.


Чуть отъехав от Токумы, стали невольными свидетелями последствий ветра, про который я писал выше, - дорогу перемело примерно на половину ширины. В итоге упёрлись во встречную колонну. Видимо, немного не угадав траекторию поворота, лидирующий КаМАЗ свалился полуприцепом в кювет и сам выбраться не мог. Разъехаться из-за перемёта мы не могли, нашу машину стаскивало на КАМаЗ. Да и глубина снега была примерно по пояс. Но мужики-дальнобойщики утешили, мол, техничка уже на подъезде, сидите-курите и не дёргайтесь. И точно! Примерно через час подъехал фронтальный погрузчик со стороны Тополиного, почистил «пятак» для объезда застрявшего и выпустил нас.
Прямая, как стрела !


Токума




Подвернул ногу, бедолага. Правую, заднюю..


Далее ехали без приключений. На ночлег остановились на озере Эманда, чуть не доезжая метеостанции. Игорь, кстати, так и не смог запомнить названия этого озера, - запомнил только последние пять букв ))). Ночь была относительно тёплая, - машину грели всего три раза. Подъем – традиционно ранний – около 6-00. Варим чай, - благо, и газ, и плитка есть. Пока грелся чайник, я, глядя вокруг на те далёкие сопки справа и бескрайнюю равнину впереди, понимая, что километров на 200 вокруг кроме нас двоих, да ещё наверно человек 8-10 дальнобоев, ночующих в машинах, да пары дежурных метеорологов на метеостанции – больше никого нет, пытался осознать масштаб Якутии. Пытался, но не смог… Ум просто не мог «обьять необьятное» )))

Позавтракали, и двинули дальше. По плану, к полудню должны быть в Тополином. Практически на выезде на берег у Тополиного, с опасением подъезжаем к огромной наледи. Кто бы мог подумать, что за пару дней всё может измениться так кардинально … Слева, чуть впереди, видим сидящий по пороги в воде переднеприводный «Ист». Видимо, парни при форсировании наледи попытались использовать навык «тапка в пол – волосы назад», но не помогло… Ну, делать нечего, надо штурмовать. 4ВД, пониженная, газ в пол… На поверку, наледь оказалась мельче, чем казалась, - видать совсем недавно давануло воду, и просто залило большую площадь поверху. А вот при выезде на берег с наледи, чем-то хорошо прикладываемся о валун, спрятанный под снегом… Но, хвала случаю, визуальный осмотр, кроме ручьёв воды, стекающей с элементов подвески, ничего крамольного не выявил, - это ж Додж, он же железный !


Засада прямо перед Тополиным. Сам посёлок уже видно на берегу.

Заезжаем в кафешку, обедаем. Когда выходили, подъехал сидевший в наледи «Ист». Пороги погнуты, бампера оторваны… Досталось машинке, вобщем. А мы, отобедав, двинули дальше, в сторону трассы «Колыма». Далее по плану – Индигирка, а за ней Колыма, но уже не трасса, а река.