По-якутски «Уолчаан» - малыш. Нуа «Уолчаан Дабаан» - перевал-Малыш. Херассе, малыш! Крепенький )))



Виды с пупка Ольчанского перевала – просто взрыв мозга ! Это просто невозможно описать ! Куда ни глянь, насколько хватает глаз, - безжизненная, суровая, бескрайняя, и, одновременно, красивая до паралича сознания картина, !!! Всё, что ты можешь сделать там, на вершине перевала – смотреть. А вот насмотреться, подозреваю, не получится. Даже если всю жизнь просто любоваться видами с этого перевала, можно с уверенностью говорить, что жил не зря.
Разминка для глаз: найдите КаМАЗ на этой фотографии. Нашли ? Отлично !


А теперь попробуйте найти тут ))) Дам подсказку – КаМАЗ тот же wink





Кстати, на перевале есть отворот на дорогу, ведущую в Ольчан, к реке Уолчан, и далее по Уолчану, в Октябрьский, Предпорожный (или Юбилейный), Арга-Мой (или Хатыннах). С перевала не видно, но в гугле видно замечательно – река убита, она ископана вся, вдоль и поперёк ! Представил, сколько таких рек, убитых человеком, во всей Якутии… Пичалька… Кстати, судя по картам периода, когда Хатыннах существовал, зимник на Сасыр, который начинался из Усть-Неры и, проходя на север через эти мелкие приисковые посёлки, в итоге поворачивал на восток в районе Соболоха и вдоль р. Момы тянулся до Сасыра. Пос. Соболох, кстати, здравствует и поныне. Но это не точно )))

Ну а мы, спустившись с Ольчанского, скоренько домчали до столицы Оймяконского улуса – пос. Усть-Нера.

Несется вдаль новая эра
Во весь сумасшедший опор,
А где-то в Сибири Усть-Нера
Раскинулась в дреме у гор.
Там вечность витает на сопках.
Там властвует дух Колымы
И уголь сжигаемый в топках
Чернит здесь зимою холмы.
Она это дочка Дальстроя.
Ее возводили ЗК.
В тисках ледяного конвоя
Течет Индигирка-река.
Неяркое солнце, сквозь тучи,
Сюда шлет лучи свысока
На снег, на лесистые кручи,
На блеск золотого песка.
Г. Малинский

Как-то вот сам собою нашёлся стишок. Простенький, но вот про горы, угольную чернь и ЗК – всё истинная правда.
Усть-Нера своим возникновением тоже обязана золоту. Там, где Нера впадает в Индигирку, на рубеже 30-40-х годов прошлого века нашли сразу несколько месторождений. Ну и понеслась… Кстати, там и поныне работает ГОК, являющийся градообразующим предприятием. Правда до 50-х лет добраться в Усть-Неру можно было только на самолётах, - или гидро-, если летом, или с лыжным шасси, если зимой. Не то, что дорог, даже ВПП не было. Только в 1950 году, когда Усть-Нера стала посёлком городского типа, построили 1530-метровую грунтовую «взлётку». Чуть позже, в 1954 году, Усть-Нера стала столицей Оймяконского улуса, и туда переехала вся администрация из Оймякона. В 1951, 1959 и 1967 году посёлок жёстко топило – до уровня 2 этажа. Посельчане подумали, выругались матом, собрались на субботник, и в едином порыве жахнули за неделю дамбу, защитившую посёлок от взбалмошной Индигирки. Такахули ?! Есть проблема – надо решить. Взяли – решили. Это сейчас – собери, согласуй, выбей бюджет, закупи оборудование, устрой торги, распили бабло, реализуй…
Нера у меня оставила в памяти ещё более удручающее ощущение, чем Батагай, или Верхоянск… Внимательный читатель наверняка заметил, что чем дальше мы уезжали от Якутска, тем безрадостнее становились открывавшиеся перед глазами картинки. Это так и есть, к сожалению. И если природа показывала нам всё более и более интимные свои части, приводя этим в неописуемый восторг, то населённые пункты, можт и показывали то же самое, но приводили в неописуемое уныние… Эдакий СССР, натянутый на сову, или глобус торжество современной демократии и рыночных отношений. Постсоветскому поколению наверно нормально, а вот мне было обидно, прям как в песне: «Как же так – всё есть в стране, а народ живёт в говне». Ведь всё есть в Якутии, - и уголь, и золото, и алмазы, и металлы редкоземельные всякие. Ну так почему же народ-то живёт «в нём» ? Хотя, это наверно тема для другого раздела, а может и для другого форума. Проехали, кароч…











А пока мы с Игорем катались по Усть-Нере по делам, подоспели наши тихоходы. Оккупируем заправку, заправляемся. Поиск гостиницы успехом не увенчался, - всё закрыто из-за пандемии. Мужики всё же решают оставаться на ночь, - им едется тяжелее, нежели нам. Во-первых, они по одному в машине, а во-вторых сами машины менее комфортны и в управлении, и по ходовым качествам.
А мы же решаем двигаться дальше, ибо особого смысла нам их ждать нет. Игорь решает ехать, пока едется. До сворота на зимник, который уже называется «Арктика», около 90 км. Поворотная точка – нежилой с 1998 года пос. Бурустах, а ещё через 14 км – пос. Победа, как догадается внимательный читатель, - тоже брошенный. Дорога – прямая, как стрела, и ровная грунтовка. Смело можно наваливать «сотку», но нам не хватало света. Люстра у Игоря была, но в условиях гаража установщики её настроили, как попало. Как бы претензий к ним особых не было, но жуткий засвет на капот и пучок на 5-7 метров дальше штатного «дальнего» заставлял не использовать режим «тапка-в-пол – волосы-назад». Да как бы и не торопились особо. А температура, между тем, начала зловеще ползти вниз. Днём было вполне комфортных -18, а вот примерно с 21-00 темпер падал просто вертикально вниз, -21 -25 -29 -31 -33 -35… Ну а нам то что, - у нас печурка греет. Благо, мотор огромный и теплоотдачи от него – три вагона.
Вспомнил в какой-то момент себя в возрасте лет 5-6, как я ехал в первых числах января на попутном МАЗе в Хурмули с бабушкой. Ехали сначала на поезде, а потом автостопом, т.к. бабуля моя задремала, а я в «нитке» БАМа, в силу возраста, шарил чуть менее, чем нисколько. Нуи станцию свою мы проехали. Благо, с попутками в ту пору было вообще здорово, БАМ жеж, да Солнечный ГОК ! Ехали сначала на Магирусе, а потом вот на МАЗе. И чотко отложилось у меня в памяти то тепло от рычащего, но, сцуко, зело тёплого капота под жёпой ))) Кто не в теме, на тех МАЗах мотор был под кабиной, и капот, если его так можно назвать, был посередине кабины, между пассажирским и водительским сиденьями. По сути, третье посадочное место было, тока без спинки.

А вот и сворот на Сасыр и Зырянку, или, если более глобально, на «Арктику». Ясен пень, что никаких посёлков типа Бурустах или Победа, да даже хоть и их останков – мы не увидели. Зимник идёт по руслу реки Бурустах, то прямо по льду, то по длинным косам. Речка тоже мёртвая, - всё изрыто драгами. Причём отвалы попадались порою высотой с пятиэтажку. Через пару километров от начала зимника проезжаем стоянку дальнобоев, но сами решаем ехать дальше. Проехав ещё несколько километров, находим удобный тупичок и встаём тудой на ночёвку. Быстрый перекус, и отбой. Ночь была холодной. Помню, вышел покурить, и прям почувствовал на вдохе аааццкое морозищще…
Кстати, до границы с Магаданской областью от того поворота на «Арктику», оставалось час езды – около 80 км всего.